Первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению
безопасности дорожного движения МВД России Владимир Швецов рассказал об основных изменениях в приеме
экзаменов. Введены строгие временные рамки при проведении экзамена. Усложнился сам теоретический
экзамен. Теперь в течение 20 минут кандидат на получение прав должен ответить на 20 вопросов. А если
допустил ошибку, то получит 5 дополнительных вопросов и дополнительные 5 минут. Если ошибся второй
раз - получит еще 5 вопросов и 5 минут времени. При этом права на ошибку в дополнительных вопросах у
него не будет.
Количество упражнений на площадке увеличилось. Теперь их пять
вместо трех. При этом время на сдачу экзамена ограничено.
- Изначально предлагалось ограничить время на выполнение
каждого упражнения, - говорит Владимир Швецов. - Однако, в ходе проработки данного вопроса при
участии представителей образовательных организаций и экспертного сообщества было принято решение не
усложнять настолько прием экзаменов на площадке, а установить только общее время выполнения всего
комплекса испытательных упражнений. Впрочем, одно упражнение все-таки сохранило временной интервал:
скоростное маневрирование для мотоциклов.
Усложнился и экзамен в городе. Теперь инспектору отведено на
проверку кандидата 30 минут. А это довольно напряженно - полчаса катать по городу экзаменатора. На
сдачу каждого экзамена отводится не более часа. А на всю процедуру с момента подачи заявления до
получения прав - не более 30 рабочих дней. Это, по словам Швецова, связано с тем, что теоретический
экзамен и площадка могут приниматься в разных местах. Зачастую даже по времени невозможно принять два
экзамена в один день.
Количество упражнений на площадке увеличилось. Теперь их пять,
вместо трех, а время ограничено - 30 дней - это максимальный срок, - говорит Владимир Швецов. -
Конечно же времени на эту процедуру будет тратиться меньше. Но главное, по мнению Швецова, что
регламент подводит нас к новым возможностям. Так, например, теперь стало возможным сдать экзамен по
первоначальным навыкам управления транспортным средством на автоматизированном автодроме. Также если
образовательная организация готова выполнить ряд условий, а именно иметь автоматизированный автодром,
аппаратно-программный комплекс для приема теоретического экзамена, а также гарантировать, что
теоретический экзамен и экзамен на автоматизированном автодроме будут приниматься в соответствии с
правилами проведения экзаменов, то после того как кандидаты в водители сдали в подобной автошколе все
экзамены, при обращении в ГИБДД, они будут сразу допускаться к экзамену в условиях дорожного
движения.
Напомним, что у нас по всей стране лишь 30 таких автодромов.
Однако пока им такое право не предоставлено. Еще не зарегистрирован приказ МВД, который устанавливал
бы порядок их проверки. К тому же есть серьезные требования и к допуску автошкол в эту новую историю.
А именно требование о том, чтобы процент сдачи теории у таких автошкол был не ниже 80 процентов, а
процент сдачи практического экзамена по навыкам управления - не ниже 70 процентов. Только 20 процентов
россиян могут себе позволить авто Впрочем, по словам Швецова, реформа подготовки водителей дает
положительный результат, несмотря на то, что количество автошкол сократилось. Если в 2014 году с
первого раза сдавали теоретический экзамен только 64 процента кандидатов в водители, то сейчас - 70
процентов.
Выросший за время реформы уровень подготовки отметила и президент
Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. Количество аварий с участием молодых водителей
уже в 2015 году сократилось на 26 процентов. А за 7 месяцев этого года оно снизилось еще на 21
процент, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако она отметила, что регламент заработает в полную силу
только тогда, когда будет понятен порядок взаимодействия автошкол и ГИБДД. А также станут ясны
требования к автошколам. Для этого необходимы еще два нормативных акта. По словам начальника
учебного центра безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного лесотехнического
университета Владимира Сажина, о содержании регламента было известно давно. Поэтому для автошкол,
которые строго следуют программам подготовки водителей, нет проблем в том, чтобы предоставить свою
площадку и свои автомобили для приема экзаменов.
Вопрос остается только в том, чем эти автомобили оборудовать. А для
этого необходим правоустанавливающий документ. Его поддержал и консультант "Объединенного научно
методического центра" Вячеслав Максимычев. По его словам, цель регламента в том, чтобы поднять
требования к выпускникам автошкол, сделать экзамен более объективным и справедливым. Но ничего
сложного в его реализации нет, если автошкола работает по утвержденным приказом министерства
образования программам. По словам Владимира Швецова, сейчас эти приказы готовы и ждут регистрации в
минюсте. Поэтому скоро регламент заработает в полную силу. Он отметил, что Госавтоинспекция проводила
опрос и выяснила, что из 7 тысяч автошкол, которые работают в стране, около трех тысяч уже готовы к
тому, чтобы экзамены принимались на их базе.
Регламентом предусмотрена возможность обжалования результатов
экзаменов. Для этого могут использоваться записи с камер, которыми оборудован экзаменационный
автомобиль. Но сроки хранения этих записей ни в одном документе не прописаны. Тут же на пресс-
конференции Владимир Швецов предложил хранить эти записи до момента получения курсантом водительского
удостоверения. При этом, по его словам, Госавтоинспекция обязана хранить эти записи. Но также их
может хранить у себя и автошкола, которая предоставила автомобиль для экзамена. Идею тут же
поддержали и представители автошкол, сообщив, что такие записи были бы интересны не только для
обжалования решения инспектора, но и для проведения работы над ошибками. В преддверии вступления в
силу регламента Госавтоинспекция провела подготовку личного состава экзаменационных подразделений к
работе с регламентом. В этот период было проведено тестирование всех сотрудников, отвечающих за
экзаменационную деятельность, в соответствии с требованиями регламента.
В регионах страны прошли семинары с руководителями автошкол, в ходе
которых сотрудники Госавтоинспекции провели практические занятия по приему экзаменов на право
управления транспортными средствами, где выступили в качестве экзаменуемых. Не прошедшие испытания к
экзаменационной деятельности не допущены. Некоторые из них переведены на другие должности. Кроме того,
сформирован кадровый резерв для последующего, при необходимости, осуществления этими сотрудниками
экзаменационной деятельности.